Көркем-графикалық мектебі
Художественно-графическая школа
Программа школы
1. Общие положения
1.1 Цель обучения рисунку, живописи и графики Художественно-графической школы - формирование знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и художественно-образного мышления и восприятия искусства живописи дизайна, архитектуры и скульптуры.
1.2 Задачи обучения школы
- сформировать ценностное отношение к произведениям мировой и отечественной культуры;
- развить способности к восприятию особенностей художественного творчества в произведениях отечественных и зарубежных мастеров;
- активизировать познавательный интерес к восприятию художественного замысла произведений различных направлений, жанров и стилей;
- способствовать развитию творческих способностей к самостоятельному художественному отображению окружающей действительности.
1.3 Объектом изучения школы является опыт достижений национальной, отечественной, мировой художественной культуры:
- основная ступень (5, 6, 7 классы) - рисунок, живопись скульптура, черчение и перспектива, а также архитектура и дизайн.
- старшая ступень (8-9 классы) - художественно-отечественная культура; художественная зарубежная культура; современная художественная культура; графический, архитектурный и промышленный дизайн.
2. Виды образовательных программ школы
В рамках подготовки реализуются следующие программы:
- образовательная основная программа;
- образовательная профильная программа;
Объем учебной нагрузки школы
На основной ступени школы объем учебной нагрузки в соответствии с образовательной основной программой составляет:
- 8 класс - 6 часа в неделю;
- 9 класс - 6 часа в неделю;
- 10 класс - 6 часа в неделю;
- 11 класс - 6 часа в неделю.
3. Базовое содержание образования школы
Учебный предмет школы изучается на 2-х ступенях.
Первая ступень - основная ступень школы (8-9 классы).
Освоение на доступном для ОСШ уровне видами изобразительных (пластических) искусств, технологии изобразительной и прикладной деятельности: работа в традиционных жанрах натюрморта, портрета, пейзажа. Овладение способами передачи пространственной глубины, объема предметов (перспектива, светотень и др.), как средствами выражения определенного художественного содержания.
Вторая ступень - старшая ступень школы (10-11 классы)
На основе знаний, полученных на основной ступени школы (8-9 классы), организуется освоение основных понятий и определений. Техники создания графического, архитектурного и промышленного дизайна, для развития творческих способностей учащихся; раскрывается художественно-эстетический смысл разных видов искусства; происходит знакомства с произведениями различных видов искусства, с важнейшими понятиями искусствоведения и эстетики; изучаются различные художественные стили и направления; расширяются знания об искусстве своего народа и других народов мира. Овладение основными понятиями и определениями техники создания графического, архитектурного и промышленного дизайна.
4. Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки школы
Рисунок
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения рисунка;
- виды графики;
- графические материалы;
- законы линейной и воздушной перспективы;
- выразительные средства рисунка в разных материалах;
- виды животных, живущих в различных климатических условиях;
- способы анализа, сопоставления и нахождения образных характеристик в произведениях искусства графики.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять поэтапно тематический натюрморт (компоновка, построение, детальная проработка предметов в объеме с прорисовкой фактуры, плановость, обобщение);
- пользоваться различными графическими материалами в набросках, зарисовках, рисунках;
- выполнять набросок головы и фигуры человека (соблюдая пропорции);
- выполнять творческую зарисовку пейзажа с архитектурным сооружением, соблюдая законы композиции.
Живопись
Учащиеся должны знать:
- виды живописи;
- законы цветоведения;
- светотень, влияние светотени на цвет;
- законы линейной и воздушной перспективы;
- наиболее известные художественные музеи страны мира;
- произведения известных казахстанских художников.
Учащиеся должны уметь:
- владеть техникой акварельной и гуашевой живописи;
- применять законы цветоведения, светотени при написании тематических натюрмортов;
- поэтапно выполнять работы над натюрмортом (компоновка, построение, нанесение локального цвета, деталировка, обобщение);
- передавать характерные особенности форм, пропорций групп предметов, этюды предметов, пейзажа, портрета и фигуры человека);
- гармонично изображать творческий декоративный мотив в натюрморте и пейзаже.
Скульптура
Учащиеся должны знать:
- виды скульптуры;
- материалы лепки;
- правила и способы работы с различными материалом (пластилин, глина);
- пластику и фактуру лепки;
Учащиеся должны уметь:
- лепить разнообразные формы по впечатлению от увиденного в рельефе, в объеме;
- передавать в объеме и рельефе характерные особенности форм предметов с натурой;
- передавать фигуру человека в движении;
- выполнять двух-трехфигурные композиции (людей и животных);
- выполнять рельефную композицию из элементов казахского орнамента.
5. Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки школы Мировая художественная культура
Учащиеся должны знать:
- основные категории и понятия мировой художественной культуры;
- основные этапы развития и своеобразие художественной культуры Казахстана;
- своеобразие развития музыкальных и изобразительных искусств в Казахстане;
- наиболее характерные черты народного прикладного искусства;
- выдающихся деятелей искусства и культуры Казахстана;
- основные этапы развития мировой художественной культуры, имена великих деятелей культуры.
Учащиеся должны уметь:
- по репродукции определять принадлежность незнакомого произведения к определенной стране, эпохе или художнику;
- раскрывать своеобразие художественной культуры народов Казахстана;
- анализировать произведения искусства.
6. Требования к уровню развития представлений, знаний, умений, навыков:
- сформированность представлений о многосложных связях каждого человека и общества с миром пластических искусств.
- сформированность представлений о взаимных связях пластических искусств с искусствами временными (музыка, литература, театр, кино, телевидение);
- знание образных языков пластических искусств на уровне грамотного и заинтересованного повседневного общения со сверстниками и взрослыми;
- сформированность творческих способностей, проявляющих в самостоятельной практической художественной деятельности, в восприятии произведений искусства;
- владение доступными для уровня школы знаниями, умениями, навыками в области пластических искусств обеспечивающими полноту общехудожественной образованности;
7. Требование к условиями организации и реализации образовательного процесса школы
7.1 Требование к кадровому обеспечению учебного процесса
- высшее специальное образование (Академия искусств, высшие художественные институты, педагогические институты, институты прикладного искусства, а также архитектурные академии).
7.2 Требование к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
- Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебную и методическую литературу, соответственно установленным нормативам. Библиотечный фонд и база данных библиотеки должны быть доступными для учащихся.
8. Требование к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Реализация программ по художественно-эстетическому образованию обеспечивается в условиях специально оборудованного в школе кабинета изобразительного искусства и наличием необходимых учебных материалов, принадлежностей, экранных и печатных пособий.
Программу подготовил автор:
Доктор педагог.наук. проф. Каратаев Б.О. к.п.н. Член СД РК ________________
Технический редактор: Дюсембина А. ________________________