Добро пожаловать на восьмой урок. В этой статье разберем простые примеры линейной перспективы.
Также вам будут полезны статьи:
Курс рисования на графическом планшете. Урок №5 - Основы перспективы
Итак, как проще понять перспективу? Чем дальше находится объект, тем меньшим он кажется. Вспомните какими маленькими выглядят люди и машины когда вы смотрите на них с высоты колеса обозрения, со смотровой вышки или с верхнего этажа небоскреба.
Посмотрите на изображение человека уходящего вдаль, чем дальше он проходит тем меньше он кажется.
Либо другой пример - представьте дальний горизонт, в который уходят столбы и чем дальше линия будет уходить в даль, тем меньше они будут казаться. И где-то на самом горизонте столб превращается в крохотную точечку. Это называется точкой схода (VP - view point). При этом если столбы расположены на одной линии, то эта линия точно сойдется в точке схода.
Лучше всего за этим можно наблюдать на примере линейной перспективы железной дороги, на которой рельсы, поручни ограждения и электрокабеля стремятся к одной точке схода, расположенной на линии горизонта.
Также можно заметить что положение шпал и расстояние между столбами выглядят все плотнее и плотнее, по мере приближения к точке (VP - view point). На первый взгляд может показаться, что точка схода всего одна. На самом деле точек две, просто вторая находится намного дальше и выходит далеко за пределы формата.
Точки схода (VP - view point) влияют на то, как мы будем видеть объект. В случае с фотоаппаратом линии его толщины ведут к одной точке схода, а линии ширины тянутся к другой. Это называется угловая перспектива с двумя точками схода. Линия горизонта (HL - horizon line) тоже определяет то, как мы будем видеть объект и его части (будем ли мы видеть его дно или крышку). В нашем случае мы видим крышку фотоаппарата потому, что он находится ниже линии горизонта (ниже уровня глаз).
Обратите внимание на этапы рисунка лестницы, где мы видим не все верхушки ступеней. И только когда ступени расположены ниже линии горизонта (ниже линии глаз), мы видим их верхнюю часть.
Вы наверное заметили сверху ещё и третью точку схода, она нужна для того чтобы равномерно сокращать размеры длинны ступеней (чем дальше тем меньше). А также, обратите внимание что в наше поле зрения попадает только одна точка схода, так как между точками должна быть определенная дистанция. Таким образом если одна точка находится ближе к центру формата, это значит что вторая точка должна располагаться намного дальше, как на примере с железной дорогой.
Итак, когда объект находится ниже линии горизонта мы видим его верхнюю часть, а когда объект выше линии горизонта, мы видим его нижнюю часть (как показано на рисунке выше). Кроме того, обратите внимание - чем ближе верхняя или нижняя плоскость к линии горизонта, тем она выглядит уже.
Тоже самое касается и сторон объекта. Если разместить точки схода по двум краям формата и изобразить коробку прямо на линии горизонта и ровно посередине двух точек схода, то ее обе стороны будут выглядеть абсолютно одинаково (как показано ниже).
На другом примере коробка расположена ближе к левой точке схода, потому ее левую сторону мы видим более суженной, а правую сторону более широкой, так как она расположена далеко от правой точки схода. Из этого следует - Чем ближе сторона к точке схода, тем меньше ее видно.
У коробки расположенной прямо на точке схода, мы не видим ни одну из сторон (они как бы скрыты), так как их закрывает лицевая сторона коробки. Такое можно наблюдать лишь во фронтальной перспективе с одной точкой схода.
Количество точек схода
Точки схода и их количество имеют прямое отношение к осям координат XYZ, так как за каждую ось координат отвечает отдельная точка схода. Точек схода, как показано ниже, может быть одна, две или три (за редким исключением).
Как видно из примеров ниже, от количества и расположения точек схода (VP - view point) зависит то, как будет выглядеть объект, а также линии какой оси останутся прямыми, а какие будут направлены к точке схода.
На примере с одной точкой схода все вертикальные и горизонтальные линии выглядят абсолютно прямыми, за исключением линий идущих к точке схода. Это называется - фронтальная перспектива с одной точкой схода. На примере с двумя точками схода, только вертикальные линии выглядят абсолютно прямыми (все оставшиеся линии ведут либо к одной, либо к другой точке схода).
При этом мы видим дно тех коробок, которые расположены выше линии горизонта и видим крышки тех коробок которые расположены ниже линии горизонта. У тех, что находятся прямо на линии горизонта, мы не видим ни дна ни крышек
Упражнение №1
Это упражнение просто поможет вам привыкнуть к концепции точек схода. Мы будет работать в угловой перспективе с двумя точками схода и использовать линейку.
Угловая перспектива так называется потому, что мы смотрим прямо на угол объекта или угол помещения, из которого исходят линии в две разные стороны (в сторону правой и левой точки схода), как показано ниже.
Для начала, возьмите чистый лист бумаги формата А4 и разлинуйте его, создав небольшую рамку по всему периметру. Затем разделите лист на три части (три рамки) и в одной из них проведите горизонтальную линию.
Это будет наша линия горизонта на которой мы разместим точки схода, с правого и левого края. А теперь нарисуйте вертикальную линию, как показано ниже.
Это будет ближний угол первой коробки и по сути высота этой линии и будет означать высоту коробки. Затем проведите линейкой прямые линии от верхнего и нижнего края до левой и правой точки схода, как показано выше.
Таким образом мы изобразили правую и левую сторону коробки, как будто уходящую в даль до бесконечности. Теперь нам осталось только определить конец правой и левой сторон коробки.
Для этого, нарисуйте еще две вертикальные линии коробки, определяющую правую и левую сторону. Затем снова проведите линейкой прямые линии от верхних и нижних краев двух вертикальных линий до левой и правой точки схода, как показано выше. Наша первая коробка готова!
Мы изобразили внутренние стороны коробки, чтобы видеть её насквозь. Это помогает видеть ошибки в пропорциях и лучше оценивать геометрию объекта. Теперь можете повторить всю последовательность действий и создать рядом еще несколько коробок, как показано ниже.
Хотя в этом упражнении мы удерживаем точки схода внутри формата, на самом деле обычно это не так, поскольку это может привести к искажению.
Как показано на диаграмме выше, две точки схода в угловой перспективе определяют боковые стороны коробок, и эти стороны перпендикулярны друг другу. Это означает, что все они находятся под углом 90 градусов и полный обзор начиная с левой точки схода до правой, представляет собой дугу в 90 градусов, которую может видеть зритель.
Но на самом деле наше фокусное расстояние занимает лишь центральную часть в 60 градусов, которую мы видим без искажений. Остальные части по обе стороны попадают в наше «периферийное» зрение, где всё искажается, но мы этого не замечаем.
Проще говоря возможности обзора человеческого зрения меньше, чем расстояние между точками схода в угловой перспективе. Поэтому, мы обычно изображаем формат в пределах 2/3 между точками схода, как показано выше. Если вам все равно не понятно, чуть позже мы рассмотрим диаграмму фокусного расстояния подробнее.
Упражнение №2
Это упражнение нужно для того чтобы вы могли сосредоточится только на одной точке схода и линиях идущих к ней. При этом вы должны как бы попасть в точку схода, а не вести линии прямо от точки схода.
Для этого нарисуйте сначала саму точку на линии горизонта, а затем изобразите два квадрата, сначала большой тот что поближе, затем наметьте точками квадрат поменьше, так чтобы точки оказались на пути между точкой схода и углами первого квадрата.
Теперь обведите маленький квадрат и проведите линии от углов большого квадрата к углам маленького, как показано на рисунке выше.
Итак первый квадрат во фронтальной перспективе готов! Теперь можете повторить всю последовательность действий и создать рядом еще несколько коробок, как показано ниже.
Постарайтесь изображать коробки в разных местах, чуть выше и ниже линии горизонта. Когда вы закончите возьмите ручку другого цвета и проведите линии от углов всех больших квадратов через углы маленьких квадратов и прямо до точки схода, как показано выше.
В итоге, у вас должны поучится несколько листов с изображениями угловой перспективы с двумя точками схода и фронтальной перспективы с одной точкой, как показано ниже.
Не ведите линии от углов большого квадрата сразу к точке схода и тем более не рисуйте коробки сразу исходя из точек схода, как показано на примерах снизу. Смысл этого упражнения в том, чтобы научится попадать в точку, тем самым натренировать глазомер и чувство ориентации в пространстве.
А также, не пытайтесь придавать коробкам наклоны или развороты, так как это создает необходимость использования дополнительных точек схода.
Соответствие реальности
Не смотря на то, что фронтальная перспектива является базовой, можно заметить, что когда мы смотрим на фронтальную перспективу с одной точкой схода, возникает чувство не соответствия реальности, когда только одна сторона объекта подчиняется точке схода, а остальные стороны выглядят четко прямыми (как показано на первом примере ниже).
Во втором примере две стороны объектов подчиняются точкам схода, но обратите внимание что одна из сторон выглядит абсолютно прямой, хотя объекты развернуты от нас под разным углом. Это также не совсем соответствует реальности.
И лишь на последнем примере видно, как по разному расположенные объекты, имеют разные размеры сторон, ведущие к трем разным точкам схода.
Третья точка схода
На примере ниже вы видите две сетки перспективы, если разместить коробку в левой части сетки, мы получим фронтальную перспективу с одной точкой схода. Если разместить в правой части, мы получим угловую перспективу с двумя точками схода. Но в любом случае все вертикальные линии будут выглядеть четко прямыми.
На самом деле это не совсем соответствует реальности. В реальности, когда мы смотрим на объект сверху, его нижние грани находятся чуточку дальше от нас. А значит они должны выглядеть чуть меньше верхних граней, в результате чего проявляется третья точка схода. На примере снизу показан усиленный вариант (так как третья точка расположена слишком близко).
Тоже самое происходит когда мы смотрим на объект снизу. Его верхние грани становятся немного дальше от нас, а значит должны выглядеть меньше.
Обратите внимание, как на первом примере одной коробки всё выглядит вполне нормально, но как только мы изобразим вторую коробку рядом, она выглядит искаженной (пример №2). В таких случаях есть смысл слегка сместить точки схода второй коробки (пример №3). Но лучше ознакомимся с этой проблемой поближе.
Фокусное расстояние
Одна из распространенных ошибок в линейной перспективе - это чрезмерно близкое расположение точек схода. Из-за чего получается такой оптический вид, как при использовании на фотоаппарате широкоугольной линзы (рыбий глаз).
У такой линзы фокусное расстояние FOV расширенно. Это делается для того, чтобы охватывать больший угол, чем способно человеческое зрение. В результате пространство сужается и точки схода становятся ближе друг к другу. Поэтому и возникает ощущение искажения, ведь мы не привыкли видеть объекты под таким углом.
Как показано выше фокусное расстояние 60 градусов, которое составляет 2/3 расстояния между точками схода, является наиболее приемлемым. Максимальное фокусное расстояние, которое можно себе позволить составляет 90 градусов это 3/3 - то есть всё расстояние между точками схода. Все что находится за пределами FOV 90 будет выглядеть искаженно.
Давайте теперь рассмотрим условную схему, где человечек - это несколько абстрактное место с которого зритель видит сцену. Мы можем найти эту точку, проведя линии из каждой точки схода под углом 45 градусов к горизонту, и между ними будет угол 90 градусов (прямой угол). Прямоугольная рамка — это картинная плоскость (можете представлять её как лист бумаги). Нарисованные на ней углы ниже или выше линии горизонта будут выглядеть как обычный прямой угол 90 градусов (в перспективе).
Таким образом, как обсуждалось ранее - оптимальный обзор человеческого глаза составляет 60° (около 2/3 расстояния между точками схода), и все что выходит за рамки этого обзора, а тем более за рамками 90°, приведет к сильному искажению, в котором все объекты будут забиты в меньшее пространство, чем следовало бы.
Итак, мы разобрались с тем, что все грани коробки должны отличатся, так как в пространстве на них влияют три точки схода, по трем разным осям координат (XYZ). При этом не стоит рисовать точки схода слишком близко друг к другу, что приводит к оптическому искажению форм.
Если ещё проще - то искаженную форму от нормальной достаточно просто отличить визуально, как показано на примере выше, где ближний угол второй коробки приобрел форму острого наконечника.
Челлендж 250 коробок
Теперь важно потренироваться рисовать коробки, так-как чувство перспективы вырабатывается с практикой. Для этого мы изобразим 250 коробок с разных ракурсов (если хотите можете нарисовать больше). Чем больше вы нарисуете, тем лучше у вас станет получатся.
Для начала, важно рисовать коробки как-бы насквозь. Это позволит видеть ошибки если какие-то линии идут не туда (не к точке схода). Смысл практики в том, чтобы в будущем научится представлять линии ведущие к точке схода не рисуя их. Но пока мы учимся, важно изображать все стороны объекта, как будто он прозрачный. Итак повторите рисунок по шагам, как показано ниже:
Сначала нарисуйте Y-фигуру, это будет ближний угол и расходящиеся от него грани. Затем нарисуйте края и внутренности коробки, как показано на рисунке №2 и №3. Теперь нужно проверить идет ли каждая грань к своей точке схода. Для этого продолжите линии Y-фигуры от ближнего угла в стороны как показано на рисунке №4. Проведите линии от оставшихся граней и проверьте, если какие-то линий отклоняются, исправьте их.
Как видно на рисунке №5 и №6, передние ребра идут не туда. Очень важно чтобы все линии направлялись к точкам схода без отклонений. В противном случае объект будет выглядеть неправильным (искаженным). К счастью это легко проверить!
Обратите внимание на рисунок выше, где показаны примеры искаженных и исправленных коробок. Для того, чтобы найти ошибку достаточно просто провести линии всех сторон объекта, так чтобы они направлялись к одной точке. Если линии не сходятся или отклоняются от траектории, то их нужно поправлять.
Приступим к практике, возьмите несколько листов формата А4. Нарисуйте не менее 250 коробок с разных ракурсов, размеров и пропорций, как показано ниже. Совсем не обязательно чтобы ваши рисунки были похожи на коробки из примеров, просто рисуйте их разными, в разных ракурсах и рядом друг с другом.
Отличная работа! Вы наверняка заметили что последующие коробки получались все лучше и лучше, таким образом можно набить руку и получить отличный опыт в изображении перспективы.
Теперь попробуйте придать положению и ракурсу коробок какую-то логику, например движение вдоль плавной линии. Это хорошо развивает пространственное мышление и чувство динамики движения. Продолжим рисовать коробки, только теперь по траектории плавной линии, имитируя их наклоны и смещения в пространстве, как показано ниже.
Старайтесь соблюдать масштаб коробок относительно друг к другу, учитывая при этом размер и перспективу объектов по мере отдаления и приближения. Ракурс и соотношение сторон должны меняться вслед за изгибом линии или вы можете крутить и вращать кубики так, как вам хочется (пример на рисунке выше).
Для начала, изобразите плавную линию уходящую вдаль, постарайтесь придать перспективу самой линии тоже. Затем нарисуйте Y-фигуру, это будет ближний угол первой коробки. Теперь можете обрисовать контур коробки. Рисовать остальные грани не обязательно, будет достаточно видимой части коробок.
Практика
Теперь потренируемся рисовать окружающие нас бытовые предметы. Формообразование многих объектов предметной и архитектурной среды начинаются именно с рисунка коробки. Попробуйте изобразить несколько таких предметов с разных ракурсов:
Но как мы знаем, не всё строится из одних коробок и прямоугольников, нас окружает большое количество предметов, имеющих не прямые, косые линии, круги, овалы и более сложное формообразование. Попробуйте зарисовать еще несколько таких предметов в перспективе с разных ракурсов:
Комментариев пока нет