На предыдущем уроке мы разбирали Основы перпективы и рисование трехмерных объектов. В этом уроке мы будем работать с вашей способностью визуализировать формы, видеть и замечать из каких фигур состоят окружающие вас предметы.
Вам также будут полезные следующие уроки:
- Курс рисования на графическом планшете. Урок №8 - Линейная перспектива
- Курс рисования на графическом планшете. Урок №9 - Перспектива окружности
Итак, что важно предусмотреть, чтобы ваши рисунки выглядели реалистично? Каждый раз когда вы собираетесь что либо нарисовать, сначала продумайте какие фигуры вы будете использовать при построении вашего рисунка.
Отличие реалистичного рисунка от каракули заключается в объёме.
Вы можете пытаться рисовать контуры, но в реальности объкты имеют объёмные формы.
1. Представляйте формы везде
Первое что необходимо сделать - это изменить ваше восприятие. Если вы легко можете перерисовать что-то с фотографии, но вам сложно рисовать с натуры, значит вы слишком много внимания уделяете очертаниям.
Формы есть во всем что вас окружает.
Вам нужно тренировать своё восприятие, путем наблюдения за окружающими объектами и разбиением их на простые фигуры. Будь то чайник, чашка или лампа.
Сначала начните с простых объектов, которые имеют понятное формообразование: цилиндра, сферы, прямоугольника.
Как только вы научитесь разбирать простые предметы, переходите к более сложным формам: человека, животных и растений.
2. Познакомьтесь с ингредиентами
На предыдущих уроках мы рисовали простые формы, теперь вы можете использовать их как составные части в построении рисунка.
Шаг 1: Эллипсоид
Эта форма похожа на шар но вместо круга в поперечном сечении, он имеет эллипс. Он отлично работает как основа для туловища животных, головы и коленных суставов.
Шаг 2: Цилиндр
Цилиндр подобен трехмерной линии с добавленным объемом. Он идеально подходит для построения веток, стволов и стеблей растений, конечностей животных и для бытовых предметов.
Шаг 3: Прямоугольник
Хотя прямоугольники кажутся не органичными, они присутствуют в построении некоторых частях тела: таз, торс, кисть, челюсть, а также в бедрах животных.
3. Рисуйте простые конструкции
Представить конструкцию, состоящую из нескольких простых форм и попробуйте нарисовать её в объёме.
Затем разверните её в воображении и снова нарисуйте. Чем больше форм вы задействуете в одной конструкции, тем лучше.
Со временем вы станете замечать формы повсюду, видеть мельчайшие подробности в анатомии животных и людей.
Как только вы этому научитесь, любой рисунок станет лишь вопросом конструкции, рисовать их не составит труда.
4. Анализ и практика, как можно больше!
Соберите побольше референсов, можно использовать Google images, Pinterest, Pureref. В любой удобной вам программе сделайте их полупрозрачными и разместите на задний слой или распечатайте на бумаге чуть светлее (это можно сделать в настройках принтера). Затем проанализируйте форму, ракурс и положение относительно линии горизонта (уровень глаз). Если есть сомнения, вернитесь к предыдущему Уроку №5 Основы перспективы.
Когда почувствуете уверенность, можете переходить к более сложным объектам. Поверхности станут сложнее, а формы неопределенными.
Самое главное, чтобы мы перестали рисовать используя лишь контурные линии. А вместо этого двигались от крупных форм к более мелким деталям.
ОТ ЛИНИИ К ФОРМЕ
Представьте что вы как скульптор, берете большой кусок глины, затем медленно формируете из него фигуру. Вместо того, чтобы начать с линейного контура, сначала почувствуйте объём 3D-фигуры.
Скачать упражнения для практики.
Теперь попробуйте представить, на какую фигуру похож ваш объект — Эллипсоид? Конус? Фасоль? Лепешку? Зарисуйте его контуры, более длинные его части можно нарисовать в виде спирали.
Затем набросайте несколько линий, подчеркивающих объём фигуры. Пусть они будут схематичными, исправить их можно позже.
Затем отметьте центральные оси и боковые стороны. Вы можете провести продольные линии вдоль всей фигуры.
Теперь самое главное придать рисунку узнаваемые силуеты, это могут быть линии конечностей, голова, лапы и т.д.
При этом важно соблюдать пропорции и понимать что мы рисуем. Даже если вы представляете силует в воображении, вам будет трудно рисовать части тела, не зная их формы. Лучше использовать референсы.
ЛИНИИ 3D ОБЪЁМА
Как сделать любой рисунок объёмным? Ракурс в три четверти или перспектива не всегда придаёт трёхмерный объем рисунку. Взгляните на саламандру, она выглядит довольно плоской.
Теперь добавим линии 3D объёма и сразу же фигура станет как будто более трехмерной.
Хотя вы не видите этих линий на окончательном рисунке, они влияют на форму узора, складки кожи, на светотень и расцветку. Они являются ключом к распознаванию трехмерной фигуры. Возникает вопрос: откуда они берутся и как их правильно представить?
3D = 3 ПОПЕРЕЧНЫХ ОСИ
Как вы помните из предыдущего урока, любая фигура имеет 3 оси (высоту, длинну и ширину), а также угол наклона. По сути линии 3D объёма - это не что иное, как линии поперечных сечений трех осей.
Отказ от ответственности: ни одна саламандра не пострадала в процессе создания этого урока))
Вам нужно стараться визуально «разрезать» любой трёхмерный объект по трём осям, создавая три поперечных сечения.
Сечения по вертикали вдоль ширины объекта (это все вертикальные линии).
Сечение по вертикали вдоль длинны объекта.
И сечения по горизонтали вдоль длинны объекта.
Итак, у нас получаются три продольных сечения. Каждое из этих сечений, в разной степени, подвергается влиянию перспективы в зависимости от того, под каким углом к нам развернута каждая сторона.
Чем круче угол под которым развернута сторона, тем сильнее будет угол наклона поперечных линий.
Обратите внимание как меняется угол наклона поперечных линий одной и той же саламандры с разных ракурсов.
Более подробно рисование органических форм рассматривается в Уроке 5 и в Уроке 10.
ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИЙ ОБЪЁМА
Чтобы научится представлять линии объёма, вы можете использовать готовые фотореференсы (более прозрачные) и сверху рисовать поперечные сечения.
Шаг 1. Сначала «разрежем» объект пополам в длинну, тем самым проведём линию центральной оси.
Шаг 2. Затем проведём продольньные линии по горизонтальной оси.
Шаг 3. Найдем пару симметричных элементов и соединим их. Это будет третья ось направления поперечных линий.
Шаг 4. Продолжим рисовать поперечные линии вдоль направления центральной оси.
Шаг 5. Теперь соединим поперечные линии с горизонтальным сечением и далее опоясывая всё тело.
Шаг 6. Затем перейдем к лапкам. Тоже проведём вдоль лапок центральные оси направления и поперечные линии.
Шаг 7. Линии 3D объёма готовы, не хватает только контуров самого рисунка.
Чтобы лучше понимать конструкцию живых существ, старайтесь больше практиковаться, превращать их в простые формы и рисовать линии объёма. Рыбы, змеи и морские котики отлично подходят для начала.
Чем дальше вы будете продвигаться в практике, тем более сложные конструкции животных вы сможете разбирать.
ОТ ХАОСА К ПОРЯДКУ
Иногда хочется что-то нарисовать, но понятия не имеешь, что именно. С чего тогда начать?
Сначала набросайте серию разных форм. Делайте это быстро и свободно. Вы можете сделать наброски еще более не предсказуемыми, если держать стилус или карандаш выше, чем обычно.
Пусть это будут торсы каких-то существ. Теперь добавим ноги — просто свободные зигзаги и изгибы. Можно даже попробовать создать какое-то движение.
Теперь добавьте шею и голову. Она может быть овальной, вытянутой или угловатой, а шея может быть длинной или короткой, прямой или изогнутой. По желанию можно добавить хвост.
Теперь посмотрите на наброски и подумайте — какие части можно подчеркнуть, чтобы силуэты стали узнаваемыми – челюсти, брюхо, лапы и хвост.
Хотя этот метод кажется простым, он всё равно опирается на вашу насмотренность и знания перспективы.
ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
Рисование живых существ, да ещё и с воображения, да ещё и в движении невероятно сложно! Но я хочу предложить вам один метод — Помните игру «Холодно - Горячо»? В этой игре один игрок делает предположение, а другой говорит ему, близок ли он к правильному ответу или далеко. Лучше всего начать с общих догадок, а затем все больше и больше конкретизировать.
В рисунке такой метод называется "От общего к частному". При этом не обязательно начинать рисунок с построения анатомии — позвоночник, грудная клетка, суставы. Можно просто начать набросок с общего силуэта.
Если вы посмотрите на фотографию животного или человека, вы заметите, что можно изобразить его движение, используя всего несколько линий.
Создайте коллекцию фотореференсов объекта, который вы хотите нарисовать. Лучше всего, если на всех фотографиях будет изображен один и тот же объект в разных ракурсах и в разных позах.
Теперь выберите одну фотографию и попытайтесь разглядеть в ней основную линию движения.
Линия не должна быть резкой или отрывистой. Всё начинается с одной линии, но затем вы можете добавить к ней линию торса, хвоста и конечностей.
Вы можете делать столько попыток, сколько потребуется. Цель этого упражнения — найти наименьший возможный набор линий, чтобы запечатлеть движение.
Как только у вас получился первый силуэт, остановитесь и переходите к следующему референсу.
Затем, когда вы создадите силуэт каждой позы или движения, переходите к анализу конструкции и построению рисунка из простых форм (то что мы разбирали ранее).
Превратите это упражнение в свой персональный вызов! Нарисуйте сто таких набросков, и вы будете настолько хорошо знакомы со строением и движениями этого объекта, что сможете рисовать его без каких-либо референсов.
Конечно для этого вам также потребуются базовые знания анатомии, которые мы разберем в следующих уроках.
РАБОТА С РЕФЕРЕНСАМИ
Давайте, шаг за шагом, нарисуем несколько животных используя фотореференсы. Сначала соедините симметричные точки с обеих сторон: глаза, челюсть, грудь и суставы.
Проведите линию центральной оси, разделяющую тело пополам.
Теперь попытайтесь найти простые формы из которых состоит рисунок.
Поиск линий формообразования одна из самых главных задач в построении рисунка, которая требует опыта и постоянной практики.
Возьмите ещё несколько фотореференсов и попробуйте самостоятельно найти линии объёма и формообразования. Превратите постоянную практику в привычку, пробуя рисовать все более сложные объекты.
Правда чтобы рисовать такие сложные объекты, как фигура человека, вам уже потребуются знания пластической анатомии.
РИСУНОК ИЗ ВООБРАЖЕНИЯ
При достаточном уровне практики и насмотренности вы сможете думать и строить формами не используя референсы.
Шаг 1. Давайте нарисуем голову кошки начиная с круга.
Шаг 2. Далее нарисуем линию глаз. Положение и угол наклона можно взять условно любое, но все остальное должно ориентироваться уже по нему.
Шаг 3. Проведем линию центральной оси между глаз, тем самым разделив сферу на две стороны.
Шаг 4. Добавим еще одну сферу спереди – это будет мордочка. Также проведем линию центральной оси, теперь уже мордочки и линию носа, которая должна быть параллельной линии глаз.
Шаг 5. Нарисуем области глазницы по обеим сторонам линии глаз.
Шаг 6. Нарисуем нижнюю часть мордочки, ориентируясь на линию носа и окружность мордочки.
Шаг 7. Нарисуем окружность щеки и соединим ее с подбородком.
Шаг 8. Проведём продольную линию ободка, там где начинаются уши. Добавим две окружности и соединим их с ободком.
Осталось добавить черты лица. Для этого вам понадобятся знания анатомии и строения животных.
Более подробно мы будем изучать это в следующих уроках рисования на графическом планшете.
ПОЗЫ И ДВИЖЕНИЯДавайте теперь нарисуем кошку в разных позах. Сначала определим линии для позы, затем найдём форму тела и только потом нарисуем детали.
Шаг 1
Для начала нарисуем линии движения — наметим силуеты, состоящие: из линии позвонка, грудной клетки, головы и конечностей.
Шаг 2
Теперь давайте определим направляющие оси: головы, груди и таза, как мы делали на предыдущем уроке.
Шаг 3
Переходим к линиям объёма и формообразованию тела. Для этого потребуется время на анализ различных фотографий реального животного и преобразование его в простые формы.
Шаг 4
Теперь можно добавить все мелкие детали: лап, мордочки и шерсти. Рисунки некоторых выпуклостей и складок основаны на наблюдении за животным и изучении строения анатомии.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВОТНЫМИ
Неотъемлемой частью рисования живых существ является простое наблюдение за их формами тела, движениями и повадками, а также особенностями строения анатомии.
Вы можете рас в месяц выбиратся в зоопарк или в посёлки на ферму наблюдать за домашними животными.
Первое на что вам нужно обращать внимание, как мы уже говорили в начале урока — из каких простых форм можно построить тело животного.
Не ограничивайтесь сферами, кубиками и цилиндрами. Используйте вытянутые капсулы, эллипсойды, призмы и разные змееобразные формы.
Для этого используйте метод который я описывал выше. Если у вас есть графический планшет, уменьшите непрозрачность фотографии и начните рисовать. Или распечатайте фотографии, используя настройки бледности принтера.
Кроме разбора конструкции формы, уделите внимание анатомии мышц. Вам не обязательно изучать все мышцы, а только основные формообразующие её части.
Найдите на фотографии мышцы / кости там, где они должны быть и постарайтесь их изобразить. Затем попробуйте перерисовать животное с нуля без фотографии.
Отдельно можно изучить различные части тела.
АНАТОМИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ
Можно использовать иностранные атласы анатомии с иллюстрациями в качестве справочника.
ВОТ И ВСЕ!
Теперь вам нужно быть любознательными и внимательными ко всему окружающему вас миру, смотрите, запоминайте, визуализируйте формы, изучайте анатомию. На следующем уроке мы разберем не мало важную тему - соблюдение пропорции в рисунке.
Комментариев пока нет